vakizdat.ru

Switch to desktop Register Login

Методика определения бюджетной эффективности проведения выставочных мероприятий. / Сулейманова К.А. /Москва 

В статье автор подчеркивает особое значение выставочной деятельности для экономики страны, формулирует методику определения ключевых показателей бюджетной эффективности выставочного мероприятия, что позволит количественно измерить экономические (бюджетные) выгоды, получаемые российским государством при проведении выставок.

Ключевые слова: выставочная индустрия, бюджетная эффективность, методика определения ключевых показателей бюджетной эффективности выставочного мероприятия.

Сулейманова Карина Ашотовна

Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова

К.э.н., доцент кафедры «Торговое дело»

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Сегодня заметной и перспективной отраслью в России стала выставочная индустрия — необходимый инструмент и индикатор экономического развития страны. Об экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности свидетельствуют порождаемые ею довольно заметные финансовые потоки — материальные, транспортные и другие, что приводит, в частности, к значительным поступлениям в бюджеты всех уровней.

Выставки стимулируют развитие экономики страны, особенно в регионах, оказывают существенное влияние на рост потребительского спроса на отраслевых рынках, что способствует развитию многих секторов экономики, привлечению прямых инвестиций. Особенно важны в оценке экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности прогнозирование и конкретный сценарий экономического развития государства на среднесрочную и ближайшую перспективы. Более того, крупнейшие международные ярмарки — это еще и своеобразный инструмент политмаркетинга, который используют правительства многих стран мира для диалога с общественностью и деловыми кругами. Ведь процесс организации выставки объединяет организаторов и экспонентов с государственными структурами и общественными объединениями, что оказывает колоссальное воздействие на формирование промышленной политики и, таким образом, способствует интенсивному развитию как отдельно взятого предприятия, так и всей экономики в целом.

В настоящее время выставочная деятельность в России вышла на новый исторический виток: годовой оборот этого бизнеса оценивается примерно в 500 миллионов долларов США. При этом дополнительно до 1,5 миллиарда долларов составляет годовой доход от реализации сопутствующих услуг, напрямую связанных с организацией выставочных мероприятий. Более половины этих показателей приходится на Москву. Доля поступлений от выставочных мероприятий превышает в бюджете Москвы пять процентов. Выставочный бизнес — это, во-первых, доход от развития основных производителей, товаропроизводителей, производителей услуг, во-вторых, приходная часть бюджета за счет использования инфраструктуры города и, в-третьих, определенные отчисления от выставочных мероприятий.

Уже сформировался большой круг предпринимателей, занятых в сфере выставочного бизнеса, решающих вопросы организации выставочных площадей, их обслуживания, создания соответствующей инфраструктуры, системы управления, застройки. Появилась целая плеяда бизнесменов, взявших на себя роль организаторов выставок. И это не просто коммивояжеры, а очень грамотные, серьезные люди, обладающие определенным опытом организации и создания концепции выставки. Каждый из них ищет свою нишу в этом весьма непростом бизнесе, требующем изучения рынков спроса и предложений, возможностей отдельных предприятий, вопросов рекламы, проблем экономики той или иной индустрии и так далее.

Каждый год в России проводится огромное количество выставочных мероприятий, проходят конгрессы, тысячи экспонентов выезжают на зарубежные выставки. Некоторые из мероприятий государство поддерживает административно (без выделения денежных средств), некоторые – финансово, выделяя на проведение мероприятий бюджетные средства по линии различных министерств и ведомств. Формат, объемы финансирования, способ выбора объектов для поддержки, и, наконец, оценка эффективности подобной поддержки – все это вызывает множество вопросов в профессиональной выставочной среде.

Стоит ли поддерживать те или иные выставки государственным структурам? А если поддерживать, – то какие и как? Что реально дает та или иная выставка отрасли, городу, региону и стране, какова ее реальная эффективность? Как реально отражается создание выставок с государственной поддержкой на развитие отрасли? Как на это реагирует рынок? И что чувствует экспонент? Есть ли иные (экономические, научные и т.д.) кроме политических выигрышей, положительные результаты участия российских участников в экспозициях, проводимых за рубежом? Можно ли их достоверно спрогнозировать? Как их реально измерить после завершения мероприятия?

Все названные вопросы давно встают перед российской выставочной индустрией в полном объеме.

Для ответа на них в 2011 году сразу две ведущие профессиональные структуры, работающие на выставочном рынке, – Российский Союз выставок и ярмарок (РСВЯ) и Комитет ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, поставили задачу: создать методику определения ключевых показателей эффективности выставок.

За решение данной задачи взялась компания «РуссКом Ай-Ти Системс», использовавшая при ее решении свой многолетний опыт по выполнению технического (статистического) аудита выставок, в т.ч. аудита их баерских возможностей и баерского потенциала, выполняемого по правилам и под контролем международных и российских выставочных институтов (UFI, FKM, РСВЯ).

В настоящее время выполнен первый этап исследований, результаты которого уже могут разрешить значительную часть поставленных вопросов. Компания изучила иностранный опыт и привлекла группу профессиональных ученых–экономистов. Результатом работы стала разработка методики определения ключевых показателей бюджетной эффективности выставочно–конгрессного мероприятия (ВКМ).

С одной стороны, это непосредственно поможет российским товаропроизводителям, сделает гораздо более эффективными их маркетинговые усилия, связанные с развитием, продвижением и сбытом своих товаров и услуг. С другой стороны, выполненная работа позволит количественно измерить экономические (бюджетные) выгоды, получаемые российским государством при проведении выставок и конгрессов, организации зарубежных экспозиций или в вопросах строительства выставочно–конгрессных центров. В итоге, государственная политика России в области проведения выставок и конгрессов может стать гораздо более профессиональной и эффективной.

Известно, что экономические выгоды от выставочно–конгрессной деятельности (ВКД) государство получает опосредованно, через выгоды всех иных субъектов, вовлеченных в этот вид деятельности. Таким образом, экономическую выгоду государства от конкретного выставочно-конгрессного мероприятия (ВКМ) можно оценить следующим образом:

1. Определить в количественном (денежном) выражении все выгоды, полученные всеми субъектами данного ВКМ от его проведения (посетителями, экспонентами, сервис–провайдерами, организаторами выставки, транспортными организациями, собственниками гостиниц и т.д.).

2. Определить в количественном (денежном) выражении размер налоговых поступлений в пользу государства с каждого субъекта ВКМ (см. выше), произведенных, в соответствии с действующим налоговым законодательством, в тех или иных регионах.

При этом к экономической группе выгод методика относит следующие виды повышения налоговых сборов:

– «быстрое» повышение сборов налогов (уплата налогов с сумм, потраченных или полученных субъектами ВКД в процессе подготовки и проведения КВМ, таких как транспортные расходы, расходы на проживание, питание, непосредственное участие в мероприятии, его проведение и т.д.);

– «отложенное» повышение сборов «прямых» налогов (выплаченных по итогам выполнения контрактов, заключенных после окончания выставки);

– «отложенное» повышение сборов «длинных» налогов (например, полученных через длительные интервалы времени по итогам выполнения контрактов, связанных с модернизацией основных средств).

В последнюю категорию входят экономические выгоды государства, полученные им в результате возросшего налогообложения субъектов ВКД через длительные промежутки времени, например: налоги с вновь создаваемых производственных мощностей (как правило, на выставках демонстрируются самые передовые технологии), с возросшей в связи с этим заработной платы сотрудников предприятий–участников ВКД, с появившихся новых предприятий/бизнесов у «старых» предприятий и т.д.

Пример результатов расчета показателей бюджетной эффективности выставки

В качестве примера приводятся исходные данные и результаты расчета бюджетной эффективности выставки «Товары для детей».

Экспоненты были представлены компаниями двух видов экономической деятельности – производителями и оптовиками в соотношении 45 на 55%.

Из них: доля компаний-производителей, получивших денежные поступления по итогам проведения выставки по ее теме, зарегистрированных в том регионе, в котором проводилась выставка, составила 42%, а доля компаний-оптовиков, получивших денежные поступления по итогам проведения выставки по ее теме, зарегистрированных в том регионе, в котором проводилась выставка, составила 58%.

Для получения данных о величине потраченных сумм за сервисные услуги, связанные с подготовкой и проведением выставки (транспорт, связь, гостиницы, питание и пр.), а также – о величине заключенных контрактов, использовался метод глубинного структурированного интервью.

Для получения данных о величине поступивших налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности, использовались данные ФНС РФ.

В результате исследований получены следующие значения:

Оценка суммы контрактов на закупку товаров и услуг, заключенных по итогам выставки в течение трех месяцев после ее проведения, с доверительной вероятностью 80% находится в доверительном интервале от 631 220 000 руб. до 749 713 000 руб. (среднее округленное значение – 690 000 000 руб.).

Бюджетная эффективности (БЭ) выставки для региона, в котором она проводилась, с доверительной вероятностью 80% находится в доверительном интервале от 33 748 000 рублей до 42 568 500рублей. При этом данный интегральный показатель состоит из бюджетных поступлений, которые были сделаны всеми бюджетными агентами данного региона во все виды бюджетов (приведены усредненные значения).

В результате проведения выставки поступило:

– 13 040 000 руб. в федеральный бюджет;

– 18 200 000 руб. в региональный бюджет;

– 7 110 000 руб. в местный бюджет.

Сумма налоговых поступлений, которые получил бюджет Российской Федерации от участников выставки из других регионов, с доверительной вероятностью 80% находится в доверительном интервале от 59 015 500 руб. до 77 067 300 руб.

Общие бюджетные поступления от данной выставки для бюджетов всех уровней, которые сформировались к уплате в течение трех месяцев после окончания выставки, с доверительной вероятностью 80%, находятся в доверительном интервале от 94 864 000 до 122 892 000 рублей.

Обращаем внимание, что каждый из показателей бюджетной эффективности по уровням бюджета был рассчитан, исходя из фактической доли распределений и фактических налоговых поступлений по различным видам экономической деятельности от всех участников, вовлеченных в процесс выставочно-конгрессного мероприятия, на соответствующие счета государственных органов.

Примечание 1. Характеристики выставки «Товары для детей»для расчета бюджетной эффективности.

  • общее количество экспонентов - 144 компании;
  • количество приезжих национальных экспонентов - 50 компаний;
  • количество приезжих иностранных экспонентов - 22 компании;
  • общее количество посетителей - 5 630 человек;
  • общее количество уникальных компаний, которые прислали посетителей на выставку - 3 466 компаний;
  • количество приезжих иностранных посетителей - 450 человек;
  • количество приезжих иногородних посетителей - 1520 человек;
  • общая площадь выставки нетто- 2539 кв. м;
  • среднее количество человек от каждого экспонента -5;
  • среднее время пребывания приезжего экспонента - 6 дней (5 ночей);
  • среднее время пребывания приезжего посетителя -3 дня (2 ночи в гостинице).

Список литературы:

  1. А. Жуковский. Методика определения бюджетной эффективности выставок, Экспо- Ведомости, № 1, 2012