vakizdat.ru

Switch to desktop Register Login

Как повысить мотивацию к изучению английского языка?

В данной статье автор раскрывает тему недостаточной мотивации для достижения высоких результатов в изучении английского языка у большинства школьников. Сделано предположение, что только личный опыт или опыт близкого человека, пережитое яркое событие могут увеличить заинтересованность в обучении. В качестве реального инструмента повышения мотивации был проведен исследовательский проект «Learning the world through English», в рамках которого школьники посетили страны Скандинавии, где английский язык является вторым по значимости.

Ключевые слова: мотивация, мотивация к обучению, английский язык, Скандинавия, изучение иностранных языков, исследовательский проект.

How to increase motivation to learn English?

Abstract.
The author reveals the theme of the lack of student's motivation to achieve high results in the English language. It is suggested that only a personal experience or close experience, a spectacular event can increase the interest in learning. As a powerful tool for increasing motivation the research project «Learning the world through English» was conducted, within which students visited the Scandinavian countries, where English is the second most important language.
Keywords: motivation, motivation to communication, English, Scandinavian and foreign languages, research project.

Код специальности: 13 00 02

Заходякина Елена Григорьевна

Учитель английского языка, ГБОУ СОШ №1039 г. Москва

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Роль английского языка как международного языка и как языка межкультурной коммуникации имеет в настоящее время неоспоримую значимость. Наибольшая часть коммуникаций самого различного характера производится на английском языке, общепринятом для совершения коммуникативных действий между людьми разных стран. Владение английским языком в силу его специфики как международного языка, может дать человеку очень большие преимущества и перспективы.

Известно, что, для того чтобы прославиться своим научным докладом на весь мир, его создатель должен написать его именно на английском языке, ведь иначе мировая общественность просто откажется его рассматривать.

Английский - язык международной торговли, туризма, политики, Интернета. Более 1 миллиарда человек говорит на английском языке. Он позволяет легко путешествовать, не имея проблем с пониманием речи в разных странах мира. Кроме того, английский язык помогает понять культуру чужой страны или просто разобраться, о чем идет речь в любимой песне.

Знание английского увеличивает зарплату на 20-30%, а иногда является обязательным требованием. Английский язык принесет вам успех при поиске работы. Это явный помощник при продвижении по карьерной лестнице.

Бесспорным является тот факт, что основным языком в интернете является английский. Связано это, прежде всего с тем, что английский язык является признанным по всему миру языком мирового общения, который является основным для получения и передачи информации самого разного направления.

Казалось бы, что эта информация донесена до каждого ученика и его родителей. Большинство может аргументировано доказать значимость английского языка в современном обществе.

По настоянию родительской общественности и в школе, использованной для анализа, были открыты классы с углубленным изучением английского языка.  

Однако было отмечено, что многие ученики нашей школы все еще не имеют достаточного стремления ни к изучению английского языка, ни к общению на нём.

Почему? Какие причины могут препятствовать этому, несмотря на тот факт, что все понимают, что знание английского может быть не только целью, но и средством достижения целей в их будущей жизни? Как доказать некоторым учащимся и их родителям значимость знания языка в разных жизненных ситуациях?

Есть мнение, что какое-то яркое событие в жизни ученика может резко поднять мотивацию к изучению английского языка. Например, поездка за границу. Только личный опыт или опыт близкого человека может способствовать большому взрыву эмоций, который может переродиться в устойчивую мотивацию. Человек понимает, зачем он делает определенные шаги и развивает определенные навыки. Это огромный вклад самого учащегося в образовательный процесс.

Родители с детьми, в основном, ездят на недорогой отдых в Турцию, Египет. Приезжают с выводом: для общения и русского языка достаточно. Поездка в англоговорящие страны (Англию, США) стоит дорого, к тому же существует слишком много проблем с оформлением документов на получение визы. А что, если поехать в неанглоговорящие страны? Например, по странам Скандинавии.

Географически, эти страны расположены недалеко от Англии. Исторически тоже связаны. Значит, есть основания для того, чтобы поехать в поездку по странам Скандинавии, попрактиковаться в общении на английском языке, ознакомиться с культурой и традициями Скандинавии. Тем более что эти страны на протяжении многих лет оказывали влияние на развитие России. Пригодится ли детям умение говорить на английском языке, если они едут в путешествие по неанглоязычным странам? Повысит ли эта поездка их мотивацию?

С этих проблемных вопросов начинался исследовательский проект «Learning the world through English» с применением новых информационных технологий.

Целями проекта были следующие:

- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать     обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

-   научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Была предложена гипотеза по решению проблемы:

Поскольку учащиеся школы не видят в полном объёме своих потенциальных возможностей достигать жизненного успеха с помощью использования английского языка, помочь им в этом, вероятно, можно, предложив результаты своего опыта использования языка.

Проектный продукт: электронная презентация с текстовым сопровождением, материалы об уровне распространённости английского языка в мире и по улучшению качества его изучения с готовыми рекомендациями для учащихся, их родителей и широкого круга заинтересованных лиц для использования в их языковой практике.

План исследования:

1 этап.

Изучение данных о значимости английского языка как международного, об актуальности изучения английского языка в мире по материалам Интернет и печатным источникам.

2 этап

Проведение исследования мнений учащихся нашей школы об их отношении к английскому языку и к его изучению с точки зрения необходимости для будущего самоопределения.

3 этап.

Определение необходимости изучения английского языка на примере поездки в страны, где английский язык является вторым языком.

4 этап.

Составление диаграмм по данной проблеме.

5 этап.

Путешествие по странам Скандинавии.

Проведение опроса по поводу изменения мнения учащихся о настоятельной необходимости изучения английского языка.

6 этап.

Определение соответствующих выводов о влиянии английского языка на жизнь и потенциальные возможности людей в области их профессионального и личностного развития.

7 этап.

Размещение материала по проекту и выработанных рекомендаций для учащихся, их родителей и широкого круга заинтересованных лиц для использования в их языковой практике на сайте школы.

Практическая значимость исследовательского проекта:

Размещённые материалы позволят учащимся, их родителям и широкому кругу заинтересованных лиц использовать их для ознакомления, использования в своей языковой практике в процессе жизненного самоопределения, для повышения уровня эрудиции в области практического языкознания, коммуникации и культурного обмена с носителями английского языка.

Работа над этим проектом осуществлялась во внеурочное время в течение полугода в 2011-12 гг. Отбирался материал, продумывалось содержание и подбирались соответствующие иллюстрации к нему. Фото съемки проводились во время осенней познавательной поездки по Скандинавии. Затем участники проекта коллективно отбирали собранный материал, выдвигали различные гипотезы по формированию технической и эстетической частей проекта.

В ходе работы дополнительно был создан межпредметный проект «An autumn journey around Scandinaviа », который можно эффективно использовать на уроках географии и английского языка для совершенствования навыков говорения по теме «Путешествие».

Практическая часть проекта включала в себя сравнение мнений учащихся из 9-11 классов по проблеме необходимости изучения английского языка. Было опрошено 20 человек. Многие учащиеся признали, что им кажется, что английский язык в их повседневной жизни практически не нужен и в будущем знание языка вряд ли будет полезным. Кроме того, в случае острой необходимости они смогут выучить язык быстро. Поездка по странам Скандинавии, где английский является вторым по значимости языком, была организована для того, чтобы изменить мнение учащихся. После поездки был проведен повторный опрос той же группы. Учащиеся, побывавшие в поездке, вернулись с полным осознанием полезности знания английского языка. Более того, они своими впечатлениями убедили школьных друзей, что английский язык - это уникальный язык, на котором общаются люди разных национальностей.

Главные выводы, к которым пришли учащиеся в ходе проекта:

- В современном обществе английский язык занял свою прочную позицию, благодаря огромному количеству сфер своего применения;

- В школе и институтах английский язык обязателен к изучению в виду его высокой востребованности в современном мире бизнеса. При приеме на работу работодатель может обратить особое внимание на знание этого языка в резюме. Те, кто отказывается учить английский язык сегодня, завтра могут стать безработными или мало востребованными специалистами на рынке труда, где активная часть коммуникации ведется на английском языке;

- Знание английского языка позволяет пользоваться компьютером более эффективно, приобрести новые полезные знания для более комфортной и успешной жизни;

- Знание английского языка позволяет насладиться музыкой и другими явлениями культуры на английском языке в полной мере, - ведь песни, книги, театр становятся еще лучше, если вы понимаете, о чем они.

Символическим успехом программы в конце поездки по Скандинавии можно считать и по-особому произносимую учениками фразу: «Да, я понимаю сейчас, что английский нужен», которая прозвучала очень оптимистически для руководства проектом.

Следовательно, английский язык позволяет людям ездить по миру, общаться с людьми разных стран и культур на английском языке, а значит - развиваться и двигаться вперед.

Список методической литературы

1.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М., 2003.

2. Маркова Е.С. Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне (10-11классы) // Иностранные языки в школе.-2006.- №2

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Нар.образование.- 2000.- №7

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.- 2000. № 2,3.

4.Практическое руководство по проектной и исследовательской деятельности школьников в области иностранного языка. Учебно-методическое пособие. Департамент образования города Москвы. МГПИ. – М.: Изд-во Academia, 2011.

5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.C. Палат, М.Ю. Бухаркина,- М. :Академия, 2007.

6. Longman, Dictionary of English language and Culture. Pearson Educated Limited. New Edition, 2005.

7. http://goscandinavia.about.com - About.com.Scandinavia Travel

8.www.konkurs.dnttm.ru –обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров